Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Вторник, 24.10.2017, 13:29






 
200

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » материал к уроку

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ.
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ.
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. На протяжении всей истории человечества люди стремились ответить на два вопроса: как они должны жить и что они должны (не должны) делать. Воспитание и есть процесс практического решения этих вопросов. Нравственность не передается по наследству, отдельный индивид сам по себе не может стать нравственной личностью - это возможно только в обществе, в семье, в коллективе, в общении.
Основой взаимоотношений между людьми является потребность в общении - одна из главных человеческих потребностей, которая с развитием ребенка претерпевает глубокие изменения, как по форме, так и по своему содержанию.
Для эффективного общения с детьми необходимо наличие у учителя следующих качеств:
а) умения стимулировать и развивать самостоятельную мысль ребенка, его волю, эмоции, интересы;
б) умения проникать во внутренний мир ребенка, понимать его особенности, улавливать их изменения;
в) речевых способностей, т. е. ясного, четкого выражения своих мыслей, чувств, живости, образности, интонационной выразительности;
г) эмоционально-волевого влияния на ребенка;
д) установления с ребенком наиболее целесообразных с педагогической точки зрения взаимоотношений, наличия педагогического такта;
е) педагогического воображения, т. е. умения предвидеть последствия своих действий, воспитательного проектирования личности ребенка, связанного с представлением о том, что из него получится в будущем, умения прогнозировать развитие тех или иных качеств;
ж) умения распределять и регулировать детское внимание в процессе общения.
В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен чувствами и мыслями, идеями и переживаниями, но и их формирование. В общении, прямом или косвенном, непосредственном или опосредованном, личность присваивает те духовные богатства, которые созданы другими людьми, приобщается к ним и вместе с тем привносит о них то, что накопила в своем жизненном опыте.
На сегодняшний день в школах стараются создать максимально комфортные условия для развития личности учащихся. Оно из перспективных направлений — использование телекоммуникаций.
За последние годы произошли революционные изменения в развитии телекоммуникаций. Все более значимым становится использование глобальных сетей, являющееся способом обобществления и интеграции знаний в различных областях. Информация становится доступнее, и, хотя ее избыток вызывает перегрузку, порождающую проблемы, она становится все более ценным ресурсом. Об этом свидетельствуют следующие данные: в 1985 г. сеть Internet объединяла около 100 сетей, к 1989 г. это количество увеличилось до 500 сетей, в 1995 г. она охватила более 100 стран и 16 000 сетей. В 1995 г. количество пользователей Internet должно было возрасти до 40 млн. человек, а к 1998 г. — до 100 млн. По данным АО РЕЛКОМ, в 1995 г. в России и СНГ насчитывалось 200 000 пользователей сети RELCOM, а количество доступных WWW-серверов достигло 250. к 2000 году 850.
Ведь сегодня задача информатизации образования еще не решена, поскольку суть ее «в том, что обучаемому становится доступным гигантский объем информации в базах данных, базах знаний, экспертных системах, компьютеризованных архивах, справочниках или энциклопедиях»
По-прежнему остается открытой проблема воспитания человека, способного ориентироваться в океане информации, видах доступа к ней, организовывая» ее поиск, сделать свою информацию доступной другим людям, передавать и получать ее по сетям.
Internet со всеми видами доступа к информации — океан с «золотыми рыбками». Ученик, получая доступ к информации, должен уметь классифицировать, обобщать, представлять ее различными способами, выбирать нужный метод пояска, представлять себе организацию хранения информации, знать, в каком случае к каким ресурсам можно обратиться; уметь найти нужную информацию среди большого ее объема- это одна из задач учителей.
Другая проблема, стоящая перед школой, — помочь ученикам овладеть искусством общения, развить умение использовать сваи знания в каждодневной жизни и социализировать их путем коммуникации разными способами
Анализируя различные источники, можно выявить несколько проблем возникающих при общении:
 нежелание общаться на данную тему, что может быть вызвано разными (в том числе
уважительными) причинами,
 неумение выбрать правильный стиль и средство общения;
 неумение думать о том, что интересно другим людям и что нужно аудитории;
 неумение тщательно формулировать мысли и обеспечивать правильную их передачу.
Чем старше ребенок, тем богаче его опыт общения, и если этот опыт был отрицательным, то ребенок неохотно вступает в контакт, не любит задавать вопросы и выступать со своим мнением Это естественно, после того как «на уроке ученику необходимо было повиноваться, слушаться, обязательно угадывать, что хочет учитель, и тогда все будет хорошо а главное — удобно всем Постепенно ребенок перестает, разучивается хотеть и любопытствовать, шалить, веселиться, «выкидывать номера», воображать, играть, фантазировать Послушный ученик — обязательное условие для успешного обучения. Так умирает детство»». Так рождается безынициативность.
Но вот ученик получает свой собственный адрес электронной почты с выходом в мировую сеть, и никто не может посягнуть на тайну его переписки, и можно писать в телеконференции свои собственные мысли, вывешивать на сервере свои странички. Это ли не желанная свобода? Это ли не демократия? Но она тут же становится проблемой — а что с ней делать, с этой свободой? Многим она в тягость. Ребята не знают, что писать в телеконференции, что поместить на свою домашнюю страничку, им страшно демонстрировать себя и непонятно, что ценно и интересно другим. Они боятся обнажать свои мысли перед публикой.
Телекоммуникации помогают решить поставленные задачи. Являясь методом обучения использования сети, они в то же время учат и искусству общения. Сначала ученики делают первые неуверенные шаги в мировом информационном пространстве, просто читают телеконференции, добывают информацию для себя лично и для уроков, затем начинают проявляться — обмениваться мнениями, заводить свою аудиторию и друзей в сети. Всему этому должен научить учитель, воспитать всесторонне развитую, творческую личность. В этот период неоценима тактичная помощь учителя. Его задача — по возможности активизировать всех. Необходимо, чтобы учащиеся имели коммуникации не только с людьми своего круга, привыкшими к их стилю и способу изложения мыслей, но и с людьми другого возраста, социального положения, пола, воспитания и национальности Удивительная возможность, не выходя из класса, увидеть на компьютерном мониторе реакцию всего мира на свои мысли, высказать свое мнение может стать мощным стимулом к самосовершенствованию Встречаясь в сем со знакомыми и незнакомыми людьми, необходимо не только научиться чувствовать и понимать их через язык письма, псевдографики и графики, но и самому правильно передавать свои мысли, а для этого нужно знакомиться с культурой и традициями, языком и интересами этих людей А если кто-то нуждается в совете, а ты можешь помочь ему решить проблему? Или вдруг на свой вопрос получаешь ответ от ученого человека, не пожалевшего своего времени? Получается, что кому-то есть дело до тебя. Тут включается реальный механизм самооценки, в школе часто заниженной, особенно если ребенок неординарный, «(неудобный)» или флегматик, медлительный и, по словам учителей, «тугодум)».
Параллельно телекоммуникации решают и множество других проблем. Это преодоление языкового барьера, получение знаний по разным вопросам, приобретение навыков сбора, сортировки, хранения и архивирования информации. Интересно отметить, что ребята средних классов охотнее начинают и быстрее привыкают к использованию электронной почты, чем старшеклассники. Они быстро овладевают навыками набора текста, а их родители говорят, что англо-русские и русско-английские словари становятся настольными книгами детей.
Взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой не просто общение человека с техников а активный процесс взаимодействия обучаемого с информационным богатством накопленного веками человеческого опыта. Компьютер — это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер, соперник, помощник, учитель, судья и адвокат. Следовательно, возможно специально организованное воздействие на человека посредством компьютера, воздействие, прежде всего, в виде педагогической помощи в социализации человека. В этом — ценность компьютера для учебно-воспитательных программ. Целенаправленное педагогическое влияние на процесс социализации может осуществляться через содержание и методику, залаженные в специальных компьютерных программах, нацеленных на проектирование социальных отношений, корректирование социального взаимодействия, стимулирование социальной деятельности и регулирование социальной защиты обучаемых. Только в этом случае взаимодействие компьютера и обучаемого становится подлинно педагогическим процессом.
Определены три вида учебной работы в сетях: мероприятия, проекты (серия связанных мероприятий), курсы. Они не исключают друг друга, напротив, первый и второй виды работы могут быть составляющими третьего.
Имеется опыт.
В частности по первому виду работы, мероприятиям. Это работа в городских школьных или областных сетях, когда учащиеся получают задания по олимпиадам, викторинам, конкурсам и отправляют свои работы или собирают различные данные и отсылают их в сеть и др. Пример:
Школьная компания 10 «А» класса под рук. Блохиной Т. А. принимала участие в областных экономических играх. Такие же мероприятия можно осуществить и в пределах класса (каб. информатики). В 2000 - 2001 году была проведена олимпиада по экономике, которая показала свои положительные результаты. В 2001 - 2002 году на декаде по информатике в 9 классах провели мероприятие - Научно-практическая конференция по теме: «Информационные потоки с использованием электронной почты», где ученики по окончании конференции обменялись мнениями через электронную почту, создав свои сообщения. Как на уроках информатики изучая основы телекоммуникаций стараюсь, через общение выявить и раскрыть лучшие стороны личности. Формирую я совершенствую потребности в общей— с другими людьми через компьютер. Так как это важная задача нравственного воспитания и одновременно гарантия правильной направленности в развитии общительности, культуры самого общения.
Широкое распространение получили телекоммуникационные проекты. Участие некоторых из них предполагает методическую поддержку в виде комплекта методических материалов для учителя и раздаточных материалов для учащихся. Конечно, учитель может организовать работу так, чтобы каждый внес свой вклад в каждое из посланий, но все же этого недостаточно для активизации деятельности учащегося. Можно было бы организовать и частную переписку в рамках этого проекта. Проекты могут быть индивидуальной или групповой деятельностью учащихся, а также совместной деятельностью нескольких школ.
Третий вид работы в сетях — курсы — находится пока в состоянии развития. Программы курсов по телекоммуникациям должны освещать множество технических, организационных, этических и правовых вопросов, иметь достаточное количество времени на практические занятия по работе в сети с использованием различных информационных технологий Учителя, часто связанные требованиями выполнения стандартов и ограниченные очень небольшим временным ресурсом, не в состоянии начать работу в этом направлении. Вы уже ощутили Интернет как безданное хранилище информации и средство коммуникации с любыми уголками нашей планеты. Но информация информации рознь, и ваш интерес к ней тоже может быть весьма различным.
Живя в любом обществе, человек подчиняется писаным и неписаным законам этого общества. Пока круг общения невелик, такие законы легко познаются и к ним легко привыкнуть. Но вот вы вошли в Интернет— и ваше общение распространилось на весь мир.
Поскольку Интернет — это объединение самых разных глобальных сетей, то каждая из этих сетей имеет свои собственные правила поведения и обычаи, а незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности.
Однако вопрос, что дозволено в Интернете, весьма непростой. Интернет представляет поле действия международных законов, но в то же время это и коле национальных законов, которые непрерывно изменяются.
Скажем, посредством Интернета можно передавать информацию через любые государственные границы. Но при передаче чего бы то ни было через национальные границы начинают действовать экспортные законы, которые на разных территориях могут сильно различаться. Но, как правило, эти законы требуют лицензии на любой экспорт.
Что касается Интернета, то экспортную лицензию можно отнести к категории "общая лицензия", которая разрешает вывозить все, что не запрещено явно. Так что все, что мы узнаем на телеконференции или передаем по Всемирной сети и на что не наложены ограничения из соображений безопасности, подпадает под общую лицензию. Правда, у разных государств разные мнения насчет безопасности.
Если же вы намерены воспользоваться чьим-то электронным продуктом (wеЬ- страничкой, или программным обеспечением, или еще чем-то, имеющимся в сети), то вам прежде необходимо ознакомиться с правами интеллектуальной собственности и лицензионными ограничениями. Перед тем как "вывезти" нечто по сетям, необходимо знать, кто имеет права на это нечто. Внимательно смотрите, к какой категории относится программный продукт, свободного ли он распространения (frее). А перед тем, как высылать "за границу" не свой продукт, убедитесь, что вы имеете на то разрешение.
Немало правовых аспектов, связанных с Интернетом, еще предстоит решить обществу. Законы об электронных коммуникациях, публикациях, платежах, защите данных даже не успевают за прогрессом информационных технологий, и перед государствами стоит непростая задача создания грамотных законов, не нарушающих права человека.
Что касается этики, то Интернет — общество очень этичное; даже имеется соответствующая декларация сетевого сообщества (Материалы Интернет-сообщества КГС 1087). Вот только два принципа сетевой этики: — проявление индивидуальности уважается и поощряется;—сеть следует защищать. В обычном обществе каждый может претендовать на личную свободу, но в то же время должен идти на компромисс с интересами общины. Аналогично и в сетевом сообществе, где возможно создание самых необычных объединений и конкурирующих групп. Одни группы образуются через электронную почту, другие — по доскам объявлений, третьи — через создание общих файлов. И люди свободны действовать так, как им нравится. Гонения за взгляды и вкусы строго воспрещены.
Однако Интернет, предоставляя почти неограниченные возможности для общения людей, весьма слабо защищен от неэтичного поведения. К себе в дом вы вряд ли пустите любого незнакомца с улицы. А предоставляя свои ресурсы в Интернете, вы открываете дверь для каждого. Надо помнить об этом, когда в своих страничках вы указываете свой электронный адрес. Будьте тогда готовы, что на вас могут хлынуть потоком реклама назойливых продавцов, неприятные вам шутки анонимных шутников и т.п. Есть пользователи, считающие вполне дозволенным взять себе все файлы, до которых они могут добраться, включая частную переписку. И это вы должны учитывать, когда включаете свою машину в глобальную сеть. Уметь защищаться — это также ваша забота. Например, можно шифровать свои сообщения — такой сервис имеется сейчас для связи по электронной почте.
Но главное — вести себя этично самому.

ЛИТЕРАТУРА.
1. Словарь по этике. Под. Ред. А.А. Гусейнова и И- С. Кона. - 6 изд. - М.: Политиздат, 1989. -447с.
2. Т.Н. Гурьева «Школа на пути к мировому информационному простраву» ж. Информатика и образование № 3,1996 г.
3. Кречетниюов В.М. «Гуманизация информационных технологий в обучении» ж. Информатика и образование № 7,2002 г.
4. Гейн А. Г., Юнерман Н.А. «Этика Интернета. Опасности Интернета» газета Информатика, №40 1999г.
5. Никитенко СТ. «Интернет для учителя информатики» газета Информатика, № 16 2001 г.
6. Основы эстетического воспитания «Красота общения»: пособия для учителя, под. Ред. Н.А Кушаева- - М.: Просвещение, 1986. - 240 с.

Категория: материал к уроку | Добавил: Ludmila (11.08.2009)
Просмотров: 1792 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личное
Добро пожаловать,

Гость!

Профиль | Сообщения ()
Мои материалы

Выход

«Методичний портал»



Расслабься ;-)



Наши друзья

Торезская специальная школа-интернат

Слово вчителя

Все для учащихся (экономика)

Симонівська ЗОШ І-ІІІ ступенів

Powered by BannerFans.com Мариупольский УВК "Лицей-школа № 14"

Веб-круг друзей



Освітній портал

2000 разработок для учителя
Сейчас на сайте:

Коментариев: 354
Сообщений на форуме: 42/128
Файлы для скачивания: 191
Статьи: 107




Наталья2410(34), koka(33), Malinka(26), kulina(41), Лариса(56), oleg457860(52), Лидуся(42), АнтонМ(37), alek(27), _КИСЯ_(25), Irena(61), 2410(38), dendrobyazko(27), Анжела7279(42)
Сегодня нас посетили:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz