ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
Триединая цель урока- это сложная
составная цель, вбирающая в себя, как мы уже писали, три аспекта:
познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока
сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремится
учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе
представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока
трудно говорить
Триединая цель урока- основа
целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников,
дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм
урока.Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на
уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в
деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому
стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации
(только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты)
должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в целостную систему.
ТЦУ носит слишком общий характер. Она
не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо
декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных
моментов, если урок четко этапируется, или на цели
учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не
связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении
"дерева целей" урока, где ТЦУ будет "генеральной целью", а задачи
учебно - воспитательных моментов - рубежами ее достижения
Что же представляет собой состав ТЦУ?
Как мы уже не раз упоминали, цель урока триедина и складывается из трех
аспектов. Рассмотрим каждый из них:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
- Учить и научить каждого
ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит
показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
- Осуществлять
выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину,
осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину,
оперативность, прочность.
- Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
- Формировать умения- сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
- Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
"...целесообразно при планировании
образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний,
умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке :
репродуктивного, конструктивного или творческого"
РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для учителя
аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает
затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений
заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель
стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку,
забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс
его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень
относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат
правильно организованного обучения и воспитания . Отсюда следует, что
один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован
для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
- Развитие речи:
Обогащение
и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции
(новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление
коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами
языка. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -показатель интеллектуального и общего развития ученика
- Развитие мышления
Очень
часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учит учащихся
мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а
умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель
не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать
более конкретно.
- Развитие сенсорной сферы. Здесь
речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во
времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы,
звуков, оттенков речи.
- Развитие двигательной сферы.Оно
предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять
своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку,
соразмеримость движения и тп.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
По-настоящему, развивающее
обучение не может не быть воспитывающим. "учить и воспитывать- как
"молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко
неторопливым движением замка- творческой мысли. Вот эта соединяющая
мысль и есть главное в уроке", -писал в "Учительской газете" (10.02.81)
учитель литературы 516-й школы г. Ленинграда Е. Ильин
Урок обладает возможностями влиять на
становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий
аспект должен предусматривать использование содержания учебного
материала, методов обучения, форм организации познавательной
деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и
развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических,
экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть
направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим
ценностям, высокого чувства гражданского долга.
"Воспитывающее обучение- это такое
обучение, в процессе которого организуется целенаправленное
формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным
явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке.
Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока
будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения
достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную
цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как
становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и
для его формирования необходимо время, то внимание педагога к
воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
С какими же нравственным объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке ?
Прежде всего- это "другие люди". Все
нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны
целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке
независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям"
проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность,
вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность,
честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам
является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке-
непреходящая задача учителя.
Вторым нравственным объектом,
отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его
"Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как
гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного
достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность,
ответственность и честность
Третий объект- общество и коллектив.
Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство
долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность,
озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам-
все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное
отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная
работоспособность на уроке- в этом ученик проявляет себя как член
общества.
Важнейшей нравственной категорией,
отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и
которая постоянно присутствует на уроке , является труд.
Отношение ученика к труду
характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних
заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и
собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на
уроке.
И , наконец, пятым объектом, который
как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является
Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и
ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее
трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии,
чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному
труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с
Родиной и все время развивал ее у ребят
учить анализировать, |
учить выделять главное, |
учить сравнивать, |
учить строить аналогии, |
обобщать и систематизировать, |
доказывать и опровергать, |
определять и объяснять понятия, |
ставить и разрешать проблемы. | Овладение этими методами и означает умение мыслить
Источник: http://pedsovet.su |