Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Суббота, 20.04.2024, 12:24






 
200

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » материал к уроку

Эстетическое воспитание на уроках информатики.
Эстетическое воспитание на уроках информатики.
Естественно стремление человека к творчеству, гармонии, любви. Поэтому ни одна область знаний не может быть оторвана от эстетического воспитания.,
Рассматривая вопрос о связи информатики и эстетического воспитания, хочется поделиться своими мыслями, наблюдениями, заглянуть в прошлое, посмотреть, какова будет роль учителя информатики завтра.
Печатные издания по компьютерным технологиям в большинстве случаев рассматривают чисто технические вопросы: программное обеспечение, работу в конкретной программной среде, мультимедиа и т. д.
И ^учителя информатики очень часто в основном решают чисто технические задачи: переход от одного вида компьютеров к другому, освоение нового программного обеспечения, разработка программ обучения и методик, учебников и методичек. И сегодня хороший учитель информатики должен знать очень многое: классы вычислительных машин, среды программирования, алгоритмизацию, прикладное программное обеспечение и т. д. Все даже не перечислишь. А если учесть, что информатика сегодня продолжает стремительно развиваться, то возникает вопрос: а не забыли ли мы о ребенке, его мире, эмоциях, интересах, эстетическом развитии во всех этих технических устремлениях?
Уже в 80-е гг. в печати стали дискутироваться вопросы о скудости интересов школьников, черствости их душ, искажении нравственных норм, культе силы, а в последнее время - и о равнодушии, жестокости, невостребованности. И этот список может быть продолжен.
А ведь за решением сиюминутных социальных и политических проблем мы просто не видим или по незнанию не можем выдвинуть на первое место вопросы эстетического воспитания личности и уже после них поставить умение работал» с вычислительной техникой. Человек всегда стремится к красоте. Он любуется природой и архитектурными сооружениями, украшает свое жилище и одежду. Нет такого народа, которому неведомо чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить, хранить и создавать красоту.
И чтобы научить ребенка целостному восприятию окружающего мира, привить ему вкус, научить его переживать и сопереживать, отождествлять ценности в своей жизни с идеалами, обращаются к такой области знаний, как эстетика.
В решении задач эстетического воспитания большую помощь могут оказать современные технические средства и новейшие технологии, такие, например, как компьютер и средства мультимедиа.
К сожалению, вопросы эстетического развития при работе с компьютером еще не получили должного освещения в педагогической литературе. Однако как в отечественной, так и в зарубежной периодической печати все чаще стали затрагиваться вопросы, связывающие в единую цепочку искусство, воспитание и компьютер.
На протяжении всей истории человечества художники с большим энтузиазмом осваивали любые нововведения и перенимали новые технологии, новые краски, материалы, инструменты. Поэтому с появлением компьютеров, а особенно прикладных графических про грамм эти средства были сразу же восприняты художниками, в результате возникло новое направление в искусстве - компьютерная графика.
В. Е. и Н. Ф. Ленские в своей книге «Компьютер в художественном образовании» отмечают, что «наметились два разных подхода к использованию компьютеров в области изобразительного искусства. В одной из них компьютер используется как простой инструмент - своего рода палитра и холст, с помощью которых художник «пишет картины». В другом художник задает машине программу, которой та следует», и получатся рисунок заведомо непредсказуемый, но рассчитываемый машиной на основе математической функции. [Американский художник Дэвид Эм, известный
своими «космическими» компьютерными картинками, утверждал:
«Компьютер наталкивает меня на такие мысли, какие никогда не пришли бы мне в голову без него. Компьютерный художник имеет большую возможность манипулировать созданными им структура ми, примеряя их так и этак, чего, конечно, не может себе позволить художник традиционного направления. Тут совершенно другой вид умственной деятельности» [2]. В момент создания компьютерного рисунка активизируются фантазия, логическое мышление, целостное видение, комплексное восприятие. Рисунок как бы складывается из отдельных элементов, создавая единое образное целое, подчиненное творческому замыслу художника.
Вышесказанное позволяет утверждать, что проблемы эстетического воспитания нужно обсуждать и искать их реальное решение в процессе обучения работе с компьютером. Но возникает вопрос: в системе какого образования более полно могут быть раскрыты вопросы эстетического воспитания?
Обучение по предметам «Основы информатики и вычислительной техники» или «Компьютерные технологии» в системе школьного образования ориентировано на развитие логического мышления и может быть отнесено к точным наукам, да и базовый компонент не оставляет времени на творческую самореализацию - это обусловлено жесткими рамками изучаемых тем. Поэтому решение поставленного вопроса видится нам во введении специальных интегрированных курсов или реализации в системе дополнительного образования.
Если рассматривать информатику как предмет художественно-эстетического цикла, то через общение с прекрасным станет возможным формирование творческой личности, раскрепощение сознания ребенка и развитие образного мышления. Стоит отметить, что в этом процессе особую значимость приобретает собственная увлеченность и мастерство учителя. Его духовный мир и стремление к созданию прекрасного вокруг себя могут послужить недостающим звеном или первой ступенькой для раскрытия
творческого потенциала ребенка, для, самоопределения и самореализации учащегося в эстетической деятельности.
Затронутые проблемы только начинают рассматриваться в педагогической литературе и ставят перед нами много вопросов из области психологии, педагогики, эстетики, без решения которых невозможно воспитание ребенка в ХХI в.
Хотя предмет эстетики исторически подвижен и изменчив, а наиболее полно законы эстетического освоения мира проявляются в искусстве, субъектом эстетики был и остается человек чувствующий. Поэтому задача учителей - и через эстетическое воспитание, и через умение работать с компьютером привести ребенка к творчеству, осознанию своей индивидуальности, желанию мечтать, творить, созидать.
На наших уроках учащиеся знакомятся с инструментами и примитивами графических и текстовых редакторов начиная с первых лет обучения в школе, а также имеют возможность воспроизводить мелодию в музыкальном редакторе.
Цели темы музыки в курсе информатики не ограничиваются "технократическими" задачами. Подобно тому как, рассказывая о текстовой информации, учитель должен использовать всякую возможность показать красоту пушкинских стихотворных строк, он должен уметь сказать о выразительности и эмоциональном воздействии на человека.
Общеобразовательная школа испытывает сегодня дефицит эстетического и, в частности, музыкального образования и воспитания. Школьные компьютеры с программным музыкальным обеспечением могут стать инструментом приобщения детей к культуре, так как у каждого ребенка появляется замечательная возможность воспроизводить музыкальные произведения без музыкальных инструментов.
Обучение графическим редакторам начинаем с редактора Раскрашка. Он отличается простотой, но интересен детям, так как напоминает им игру -
конструктор. Важнейшее свойство этой игры - сложный объект создается из набора сравнительно небольшого числа деталей нескольких типов. Следующее приятное напоминание - о мозаике. Ведь в мозаике работает тот же принцип - конструирование сложных мозаичных рисунков из ограниченного набора простых. Детям рассказываю о мозаике как о виде искусства, о некоторых замечательных примерах мозаики, о художественном мозаичном творчестве
М. В.Ломоносова, об украшении храмов мозаичными иконами.
В среднем и старшем звене решаю задачу эстетического воспитания при работе с более сложными программами: графический редактор Paint, текстовый процессор Word, при создании презентаций.
Литература
1..Дивиенко О. В. Эстетика. М.: Аз, 1995.
2. Ленский В. Е., Лепская Н. А. Компьютер в художественном образовании. М.:
Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995.
3. Неменский Б. М Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания» М.: Просвещение, 1987. ИНФОРМАТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ, №»—2000
Категория: материал к уроку | Добавил: Ludmila (11.08.2009)
Просмотров: 4055 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личное
Добро пожаловать,

Гость!

Профиль | Сообщения ()
Мои материалы

Выход

«Методичний портал»



Расслабься ;-)



Наши друзья

Торезская специальная школа-интернат

Слово вчителя

Все для учащихся (экономика)

Симонівська ЗОШ І-ІІІ ступенів

Powered by BannerFans.com Мариупольский УВК "Лицей-школа № 14"

Веб-круг друзей



Освітній портал

2000 разработок для учителя
Сейчас на сайте:

Коментариев: 354
Сообщений на форуме: 41/127
Файлы для скачивания: 191
Статьи: 107




мею(57), USHer(33), Брат(49), Nata(50), Стася(34), хатанзейчик(46), Белка(45), Новоодеситка(52), boge(47), galakt(29), nadia_16(50), shaparen(35), Михайловна(51), uyrijka228(25)
Сегодня нас посетили:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz