Информация правит миром Походы,
экскурсии, классные вечера — все те яркие события, которыми испокон
веку живет класс, конечно, остаются с вами. Это те традиции, которые
прижились в нашей школе и от которых ни в коем случае и впредь нельзя
отказываться. Но этим миссия современного классного руководителя не
исчерпывается. Он должен постараться сделать все от него зависящее,
чтобы о его питомцах узнала не только школа, но и город, район, область
или республика, а в идеале — вся Россия. Ведь детские победы, награды,
грамоты, кубки и призы идут в зачет и классному руководителю. Как этого
добиться? Просто нужно быть в курсе всего, что творится,
организовывается и проводится в образовательном пространстве на всех
его уровнях. Ведь наше время непременно войдет в историю образования
как эпоха бесконечных больших и малых конкурсов и соревнований. Почему
бы не убедить ребят пробовать тут свои силы? К
счастью, на конкурсной информации не стоит гриф «совершенно секретно»,
календарь всероссийских массовых мероприятий публикуется на сайте
Министерства образования и науки, условия всевозможных акций можно
найти и на сайте Департамента государственной молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей по адресу www.molros.ru. Положения
о конкурсах регулярно рассылаются по регионам и должны доходить до
каждой школы. Еще в конце прошлого года по всей
России разошлись документы о проведении Первого Всероссийского
открытого конкурса творческих работ «Гайдар. Время. Мы». Уже совсем
скоро, в 2009 году, юбилей Аркадия Петровича, мы все выросли на его
книгах, жаль, если современные ребята не пройдут эту школу жизни. Погоня за лидером Следующий
шаг — заинтересовать ребят, убедить их, что конкурс — это не
«обязаловка» для галочки, навязанная кем-то сверху, но еще одна
ступенька к личному успеху, шагнуть на которую — дело чести. Тут важно
найти верный тон разговора, удачное время, чтобы пусть не весь класс,
но хоть кто-то из детей вас услышал и понял. Нужно показать ребятам,
какие они разные и при этом насколько они интересны друг другу именно
тем, что увлекаются самыми разными вещами. Именно поэтому классный
руководитель просто обязан знать, чем заняты его воспитанники в
свободное от учебы время, что их интересует больше всего — это те
«тайные педали», на которые впоследствии можно давить мягко, но
настойчиво. Совет, как можно быстрее выявить в
классе явных и скрытых лидеров, — тоже не пустой звук. Именно эти
ребята, если работать с ними аккуратно и грамотно, со временем
становятся первыми помощниками, правой рукой классного руководителя.
Видя, что их успехи вне школы интересны еще кому-то, кроме их самих,
они сделают все, чтобы не уронить честь класса на самых высоких
конкурсных уровнях. Родителей — за парты Первый
признак успешного классного руководителя — довольные и счастливые
родители. Именно по ним, по взрослым, как по лакмусовой бумажке можно
судить, правильный ли маршрут выбрал весь классный «караван».
Великолепный воспитательный результат дает только спаянная триада:
учитель — ребенок — родитель. Стоит выпасть хоть одному звену,
считайте, придется все начинать сначала. Классный руководитель должен
постоянно помнить, что он не обвинитель в суде и все свои претензии,
даже если они и есть, должен держать при себе, а уж если высказывать
их, то исключительно в форме дружеских советов. И ни в коем случае не
прилюдно: то, что проблемные родительские собрания нужно проводить в
форме индивидуальных консультаций — это даже студенту-первокурснику
сегодня понятно. А что же делать на общих собраниях? Вот тут-то на
помощь педагогу и приходит старая, добрая, но отчего-то незаслуженно
забытая система родительского всеобуча. Сегодня она возвращается в
новой, современной форме. Самый интересный и полезный вариант — встреча
родителей со специалистами самых разных направлений: с врачами,
наркологами, юристами, психологами, коррекционными педагогами. Мамам и
папам некогда теперь, обложившись книжками и справочниками, искать
ответы на все интересующие их вопросы, проблемы наваливаются как
снежный ком, и задача классного руководителя — помочь от них
избавиться. Под эгидой Российской академии
образования, Института семьи и воспитания РАО уже созданы специальные
образовательные программы для родительского всеобуча. Наверняка если
обратиться в региональный институт повышения квалификации, то и там
методисты не откажутся помочь вам разработать собственные, авторские
документы. Итак, возможностей проявить себя у
классного руководителя сегодня масса. Были бы желание, азарт и вера в
собственных детей. Мы привыкли судить о работе школы по ярким цифрам и
процентам: сколько выпускников поступило в вузы, сколько медалей и
побед на олимпиадах в «школьном зачете». А какими графиками и таблицами
проиллюстрировать уровень воспитания ребенка, то, ради чего и придумана
должность классного руководителя? Нет их, да и быть, наверное, не
может. Единственный показатель — то, как ведет себя ребенок, когда
рядом нет взрослых. И если достойно, то не это ли главная награда пусть
даже самому амбициозному и знающему себе цену классному руководителю?
|