Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Суббота, 20.04.2024, 01:56






 
200

Каталог статей

Главная » Статьи » Молодому учителю » В помощь

Сущность развивающего обучения
СОДЕРЖАНИЕ

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Методика развивающего обучения – это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности, не имеющей ничего общего с репродуктивным, основанным на натаскивании и зазубривании, обучении и консервативном педагогическом сознании.
Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Эта сложная педагогическая проблема решается последовательно: на первом этапе (начальная школа – первые 5 лет) – путем формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию, а в последующие годы – за счет усиления этой способности и создания условий для ее максимальной реализации.
Под развивающим обучением понимают способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка.
Развивающая система должна обеспечить кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний по учебным предметам. Только тогда эти знания будут способствовать развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности.
Такой подход культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует эмоциональную культуру и культуру общения.
Школа должна формировать у учащихся прочную основу знаний. Знания преобразуются мышлением, и в этом смысле они являются средством развития мышления.
Развитие мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи.
Владение приемами усвоения знаний закладывает основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта, умеющего самостоятельно строить процесс познания.
Школа, работающая в системе развивающего обучения, призвана передать подрастающим поколениям опыт творческого мышления, творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.
Творческое мышление характеризуют следующие особенности:
- получение результата, которого раньше никто не добивался;
- возможность действовать различными путями в ситуации, когда не известно, какой из них может привести к желаемому итогу;
- многообразие способов, применяемых для достижения результата;
- отсутствие достаточного опыта решения подобных задач;
- необходимость действовать самостоятельно без подсказки.
Разработчики технологии развивающего обучения считают, что система усвоенных школьником, сформированных в его сознании теоретических понятий становится основой дальнейшей эффективной творческой учебной деятельности школьников. Решая проблему развития мышления школьников, которая выступает в качестве основной цели обновляющейся школы, разработчики развивающего обучения обеспечивают решение и всех остальных задач, которые стоят перед образовательными институтами, но подходят ко всему остальному как средству ее достижения.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.
1. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности.
2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе "добывания" создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.
Основой учения в структуре развивающего обучения является связь "цель - средство - контроль", а центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Эти действия, направленные на изменение предметов и явлений, вызывали в поведении ребенка определенный процесс, мотивированный той или иной потребностью, которая (в поведении ученика) выступает временно как побуждение и как цель. Мотив учения выражен в либо непосредственно в практической потребности, ситуативном интересе, либо опосредованно - субъективно и скрыт от ученика. Например, для математика или другого специалиста, владеющего математикой, формулы всегда служат только вспомогательным средством, позволяющим перевести содержательную мыслительную работу в формальную и даже чисто механическую. Чтобы овладеть содержанием деятельности, которая обобщенно выражена в изучаемой формуле, ученик должен увидеть и раскрыть систему содержательных операций, заключенных в ней. Следовательно, усвоение знаний и формирование способов деятельности выступают в структуре развивающего обучения как процесс и результат деятельности ученика.
5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития учащегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы.
Изменение характера преподавания вызывает изменение характера и структуры учения. Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но овладевает способами действий. В учении различают: учебную деятельность, в процессе которой происходит усвоение, и собственно усвоение как основное содержание учебной деятельности. Специфичным для учения является его ориентация на овладение школьниками способами деятельности еще в процессе ее конструирования.
Содержание деятельности, которое ученик должен усвоить в процессе обучения, связывается в его сознании с выполнением действия (системы действий). Таким образом, учебные действия являются в процессе усвоения первичными. Знания носят вторичный характер и как стимулы учения, конкретные цели, орудия и инструменты познания вне деятельности (вне системы действий) теряют свою силу. Следовательно, предметом деятельности учения в структуре развивающего обучения является не усвоение как таковое, а собственно учебная деятельность, в процессе конструирования и осуществления которой и происходит усвоение. Знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукты (результаты) этой деятельности, и как условие дальнейшей деятельности ученика, в ходе которой происходит его развитие.
Согласно данным отечественных психологов, всякая деятельность, в процессе которой у человека появляются те или иные новые психические образования, знания или способы деятельности, может рассматриваться как учение и развитие. В теории развивающего обучения в деятельности различают рефлексивно-личностное и предметно-операциональное образования. Предметный план деятельности образуют действия и операции с объектами - знаками или вещами, материальными или идеальными. Рефлексивно-личностный план определяет отношение индивида к совершаемой деятельности. Развитие деятельности осуществляется в основном за счет рефлексивно-личностных образований.
Для обоснования и развития теории развивающего обучения важно следующее: во внешнем плане деятельность выступает в основном своей предметной стороной. Однако деятельность включает и смысловые образования

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников, с каждым годом обретает всё больше сторонников среди учителей.
Слияние обучения, воспитания и развития личности учащегося в единый процесс, развитие устойчивого интереса к знаниям, потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным – вот основные задачи современного подхода к процессу обучения.
В процессе обучения, направленном на общее развитие, cкладываются и определяются мотивы деятельности и духовные потребности школьников, без чего не мыслится общее развитие личности.
Теоретические положения Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» и «актуального развития», идеи Л.В. Занкова, Эльконина, Давыдова, Дж. Ашера (понятие о TPR) могут быть продуктивно использованы в преподавании.
Базовые принципы дидактики: сознательность, научность, доступность дополняются таким подходом, как обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся, в т.ч. и самых слабых, и самых сильных.
1. Принцип более высокого уровня трудностей в обучении.
Процесс овладения знаниями идет через преодоление трудностей, которые лежат в зоне ближайшего развития, вызывают духовный подъём, укрепляют веру в свои силы.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.
Ученики в процессе упражнений ведут наблюдения за материалом, учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определённых закономерностей, делают выводы.
3. Принцип осознания процесса учения.
Принцип сознательности связан с пониманием сообщаемых знаний, он направлен на объект познания. Принцип осознания процесса учения обращён как бы внутрь, на осознание самим учеником протекания у него процесса познания; что он до этого знал, а что нового ещё ему открылось в изучаемом предмете.
4. Принцип прохождения материала более быстрыми темпами.
Без долгого повторения («жвачки»). Более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному. Изучение нового переслаивается повторением ранее изученного. Повторение ведется так, что ранее изученное выступает в иной связи с прохождением нового и сопровождается открытием в нём неизученных сторон и новых граней. Такое повторение направлено не просто на закрепление знаний, но на их более глубокое понимание. Т.о. повышается качество знаний.
5. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых.
Показывает высокую гуманную направленность этой дидактической системы. Процесс развития идёт скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе.
Главное в работе над развитием – учитывать, что результаты этой работы могут сказываться не сразу. Поэтому, не прекращая этой работы, надо терпеливо ждать и верить в её результаты. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается между учеником и учителем, уважительное отношение друг к другу, является важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов.
Психология рассматривает общение как один из видов деятельности. Общение в учебном процессе является важным фактором, влияющим на усвоение знаний, развитие и воспитание школьников.
Личность школьника формируется не путём усвоения правил поведения – он может их принять или не принять, он может к ним приспособиться, а «в реальных отношениях, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается» (Рубинштейн С.Л.).
Дидактические принципы реализуются через содержание обучения и методы работы.
Система обучения, направленная на общее развитие детей, отличается богатством содержания.
Методам обучения в этой системе свойственна многогранность. Это не только усвоение знаний, но и развитие детей; пробуждение не только ума, но и эмоциональной сферы.
Формы учебного процесса предполагают большую гибкость. Не всегда урок ведется по однотипной схеме. Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, обсуждают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер. Здесь меняется и характер заданий, они должны давать пищу для ума.
Характер вопросов в данной системе иной. Вопрос ставится в общем виде, чтобы побудить самостоятельную мысль учеников: «Что вы можете сказать о … ?», «На что похоже … ?», «Как бы вы охарактеризовали … ?», т.е. не задаётся параметров мыслительной деятельности.
Умение ставить вопросы, побуждающие детей мыслить, и умение использовать знания в новой ситуации – одно из проявлений мастерства учителя. Ученики пытаются отвечать не учителю, а классу, выражая своё мнение: «Я думаю …», «Я хочу добавить …», «Я не согласен …».
По определению Л.В. Занкова, типические свойства развивающего обучения это - многогранность, процессуальность, коллизии (разрешение противоречий), вариативность.

СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Характеристика
системы Традиционная педагогика Развивающая
педагогика
Цель обучения Передача знаний, умений, навыков Развитие способностей
Интегративное название Школа памяти Школа мышления, педагогика открытий
Главный девиз педагога Делай, как я Думай, как сделать
Кредо педагога Я - над вами Я - вместе с вами
Роль учителя Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом
Функция педагога Сообщение знаний "Выращивание" человека
Стиль преподавания Авторитарный Демократичный
Стиль взаимодействия учителя и ученика Монологический (со стороны учителя) Диалогический
Преобладающий метод обучения Информационный Проблемно-поисковый
Формы организации занятий Фронтальные, групповые Индивидуальные, групповые
Преобладающая деятельность учащихся Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида
Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом Много меньше Сопоставимы
Позиция ученика Пассивная, при отсутствии интереса Активная, инициативная, при наличии интереса
Мотив к учению Создается эпизодически Создается всегда и целенаправленно
Психологический климат урока Формируется изредка, подчас "стихийно" Формируется всегда и целенаправленно

Категория: В помощь | Добавил: Ludmila (12.06.2009)
Просмотров: 15159 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/13 |
Всего комментариев: 0


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личное
Добро пожаловать,

Гость!

Профиль | Сообщения ()
Мои материалы

Выход

«Методичний портал»



Расслабься ;-)



Наши друзья

Торезская специальная школа-интернат

Слово вчителя

Все для учащихся (экономика)

Симонівська ЗОШ І-ІІІ ступенів

Powered by BannerFans.com Мариупольский УВК "Лицей-школа № 14"

Веб-круг друзей



Освітній портал

2000 разработок для учителя
Сейчас на сайте:

Коментариев: 354
Сообщений на форуме: 41/127
Файлы для скачивания: 191
Статьи: 107




мею(57), USHer(33), Брат(49), Nata(50), Стася(34), хатанзейчик(46), Белка(45), Новоодеситка(52), boge(47), galakt(29), nadia_16(50), shaparen(35), Михайловна(51), uyrijka228(25)
Сегодня нас посетили:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz