Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Понедельник, 11.12.2017, 21:12






 
200

Каталог статей

Главная » Статьи » Молодому учителю » В помощь

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
Процесс учения основывается на активности ученика и его самостоятельности. Что же понимаем мы под самостоятельной работой ученика? Самостоятельная работа — неоднозначное понятие, она может принимать разные формы. На наш взгляд, более конкретно это определено в "Дидактике начальной школы" Савченко А.Я. как деятельность ученика, направленная на усвоение знаний и способов их приобретения, которая осуществляется без участия учителя.
Для организации такой деятельности каждою ученика необходимо, прежде всего, выделить действия его возможного участия в изучении учебного материала, т. е. виды учебной деятельности, взаимодействие с учителем и другими учениками. Для ученика как активного субъекта такого процесса становится необходимым овладение основными операциями, которые обслуживают его познание. Он должен уметь обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы, должен уметь в конкретном видеть общее, выделять главное, отбрасывать несущественное.
Наши занятия с учениками позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:
1. Самостоятельно перенести приобретенный способ решения задачи в непосредственно аналогичную ситуацию. Эти работы выполняются на основе "конкретных алгоритмов", ранее продемонстрированных учителем и апробированных учащимися при выполнении предыдущих заданий. Другими словами, речь здесь идет о самостоятельном решении заданий по способу, показанному учителем или подробно описанному в учебном пособии.
2. Самостоятельно перенести приобретенный способ решения с некоторой его модификацией в необычную проблемную ситуацию. Именно такого вида реконструктивно-вариативные самостоятельные работы способствуют формированию опыта познавательной самостоятельности у ученика.
Например, с помощью переноса математических знаний в физику можно решить данную задачу по оптике:
На коком расстоянии от линзы находится дерево, высота которого 4м, если высота изображения 2см и оно находится на расстоянии 5см от вертикальной оси линзы?
Для того, чтобы решить эту задачу как минимум необходимо:
- построить чертеж, отражающий ход лучей;
- рассмотреть подобие треугольников, пропорциональную зависимость, требующие математических знаний.
Т. е. самостоятельные задачи этих видов обычно содержат в себе познавательные задачи, согласно условиям которых учащимся необходимо уметь:
- анализировать необычные для них ситуации;
- выявлять характерные признаки учебных проблем, возникающих в этих ситуациях;
- искать способы решения этих проблем;
- выбирать из известных способов наиболее рациональные, модифицируя их в соответствии с условиями ситуации обучения.
3. Самостоятельно перенести несколько известных способов в необычную проблемную ситуацию и скомбинировать их для решения новой задачи. Такой частично поисковый вид самостоятельной работы способствует более продуктивной деятельности ученика и строится на материале нескольких учебных дисциплин.
Допустим, что требуется установить, при какой концентрации кислорода в газовой смеси, состоящей из кислорода и окиси азота, окись азота будет окисляться с максимальной скоростью.
Анализируя задачу, учащийся попадает в необычную проблемную ситуацию. И чтобы решить ее, ему необходимо предположить, что реакция окисления практически необратима. После выдвижения разных гипотез на основании известного уравнения кинетики он устанавливает скорость реакции с помощью математических знаний. Важно то, что ученик имеет дело с нестандартной задачей, решение которой осуществляется путем ее переформулирования. В конечном итоге ему удается свести новую задачу к совокупности уже известных. Но в новом для него способе деятельности методы решения отдельных типов ранее известных задач уже превращаются в данной задаче в приемы.
4. Самостоятельно преобразовывать и переносить знания и способы решения задач, самостоятельно разрабатывать новые свои оригинальные способы с учетом социального опыта и жизненных ориентации.
В ходе выполнения такой исследовательской самостоятельной работы учащийся в своей познавательной деятельности постепенно освобождается от готовых образцов и сложившихся установок.
Обратимся к конкретному примеру и рассмотрим такую исследовательскую задачу:
"Диагонали четырехугольника равны 40см и 28см. Вычислить периметр четырехугольника, образованного отрезками, соединяющими середины сторон данного четырехугольника".
Действия ученика таковы: сначала ученик должен определить вид фигуры, полученной в результате соединения середин сторон данного четырехугольника. Затем на основании свойства средней линии треугольника он определяет длины сторон этого параллелограмма и его периметр.
Самостоятельность решения заключается в том, что ученик по заданному условию строит чертеж, расчленяет общую задачу на несколько частных задач, определяет пути их решения, а затем результаты каждой из них объединяет, сопоставляет, комбинирует и получает общий результат.
Таким образом, учебные самостоятельные исследовательские работы позволяют ученику пройти путь научного познания учебного материала, предоставляя ему широкие возможности в усвоении новых знаний и способов их приобретения.
Использование учителем разнообразных видов самостоятельных умственных и практических работ на уроке позволяет значительно активизировать учебную деятельность учащихся, способствует развитию их творческих умений и усвоению способов познания учебного материала.
Категория: В помощь | Добавил: Ludmila (12.06.2009)
Просмотров: 1688 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личное
Добро пожаловать,

Гость!

Профиль | Сообщения ()
Мои материалы

Выход

«Методичний портал»



Расслабься ;-)



Наши друзья

Торезская специальная школа-интернат

Слово вчителя

Все для учащихся (экономика)

Симонівська ЗОШ І-ІІІ ступенів

Powered by BannerFans.com Мариупольский УВК "Лицей-школа № 14"

Веб-круг друзей



Освітній портал

2000 разработок для учителя
Сейчас на сайте:

Коментариев: 354
Сообщений на форуме: 42/128
Файлы для скачивания: 191
Статьи: 107




gthvzrjdf(48), _О_Л_Ь_Г_А_(39), яяяя(26), Василич(37), [3S](27), CapitainBobo(33), dilya(28), YYYYY(35), Инграл(62), lapushkinss(38)
Сегодня нас посетили:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz