Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Пятница, 29.03.2024, 09:03






 
200

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » материал к уроку

Организация работы учащихся по методу проектов в 11 классах лицея
Чубарова Татьяна Петровна
МОУ Лицей г. Нижний Тагил
Свердловской области
Ул. Энтузиастов, 15
move@uraltelecom.ru

Организация работы учащихся
по методу проектов в 11 классах лицея

Метод проектов является одним из методов активного обучения. Он прекрасно согласуется с принципами современного образования, такими как:
• принцип обучения деятельности;
• принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
• принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;
• принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;
• креативный принцип.

В 11-х классах лицея выполняется три творческих работы по методу проектов по следующим темам: «Системология и моделирование», «Системы управления базами данных», «Язык разметки гипертекстов».

Самой большой и сложной является первая работа. Выбрать тему для проектирования учащимся предлагается, когда изучена только половина теоретической части материала, поскольку уже сама необычность постановки вопроса у многих детей вызывает затруднение. Дело в том, что учащимся предлагается выбрать жизненную тему. Вот примеры тем, которые выбирают учащиеся:
• Как открыть свой магазин.
• Как организовать досуг учащихся 8-х классов лицея.
• Как реорганизовать лесопарк в экологически чистую зону отдыха.
• Как завести друзей.
• Как организовать археологическую экспедицию.
• Как реконструировать лук наших предков.
• Как создать сайт.
• Как организовать научную экспедицию на Марс.
• Как помочь ребенку обрести интерес к учению.
• Как организовать работу сетевой структуры Oriflaim.
В выборе тем учащиеся практически не ограничены, отвергаются лишь темы, не соответствующие морально-этическим нормам (например, тема «Как ограбить банк») или слишком простые темы для разработки (типа «Как подготовиться к контрольной работе по математике»). Чаще дети выбирают темы, которые имеют какое-либо практическое значение, но им не запрещено выбирать и темы из области фантастики.

Работа на проектом осуществляется по следующим этапам:
1. Выбор тематики проектирования
• Выделение проблемы.
• Постановка цели, описание исходного и желаемого состояния системы.
• Обоснование цели.
• Определение критериев оценки состояния системы.
• Подбор и изучение материала по теме.
2. Проектирование.
• Определение ресурсов, необходимых для достижения цели.
• Декомпозиция целей системы.
• Составление плана работ.
3. Оформление проекта средствами ЭВМ.
4. Защита проекта.

По мере изучения теоретического материала учащимся сообщаются этапы проектирования и рекомендуется начинать работу над проектом пока в черновом варианте, т.е. в отдельной тетради. Тетради сдаются учителю на проверку. Учащиеся обычно делают работу и сдают ее частями, т.к. все части работы тесно взаимосвязаны, и ошибка в одной из частей может повлечь ошибки и в других частях работы. Тетрадь является рабочей, поэтому учащимся рекомендуется исправлять в ней ошибки, переделывать работы, не уничтожая старых. Основная работа в тетрадях ведется дома.

Целесообразно проводить дискуссии по некоторым из выбранных учащимися проблем. Чью тему обсудить - выбирает сам преподаватель. Обычно это наиболее интересная или более сложная тема, или тема учащегося, у которого по каким-либо причинам возникают наибольшие трудности в подходах к ее решению. Особую трудность для учащихся составляет определение ресурсов и разработка декомпозиции целей системы, поэтому к обсуждению этих вопросов приходится возвращаться несколько раз. Преподаватель не должен раньше времени высказывать свою оценку суждениям ученика, необходимо привлечь к этому остальных учащихся. Правильно ставя вопросы, преподаватель помогает детям понять их ошибки. Роль преподавателя сводится к руководству дискуссией. Он помогает учащимся искать и находить обоснованное решение. От преподавателя в этой ситуации требуется не только умение вести дискуссию, но и достаточно широкий кругозор в различных областях знания, жизненный опыт.

На оформление проекта средствами ЭВМ учащимся дается 6 часов. Многие учащиеся оформляют проект дома, но на урок они приносят свою работу и показывают ее учителю. Учитель вносит в работу коррективы, дает советы, отвечает на возникшие вопросы. Таким образом, на этом этапе учитель выступает лишь в роли консультанта и советчика.

Самый ответственный и волнующий момент для учащихся – защита проекта. Конечно, первым учащимся, защищающим проект, приходится труднее всего, поэтому первым выступающим даются некоторые поблажки, прощаются мелкие недочеты, и учащиеся об этом знают, и всегда находятся учащиеся, желающие выступить первыми. Обычно первых выступающих заслушивает вся группа, чтобы потом исправить свои ошибки в работе, учесть промахи других при защите. Последних выступающих часто заслушивает только учитель и оппонент. Учащиеся сами выбирают себе оппонентов из числа одноклассников. В задачу оппонента входит оценка работы и самой защиты, поиск ошибок и недочетов. Для уяснения проблемы оппонент задает вопросы защищаемуся. Оппонент заинтересован в поиске ошибок и объективной оценке работы, так как за оппонирование ему также выставляется оценка.

Защищая свой проект, учащийся показывает свою работу на компьютере и озвучивает ее, делает комментарии. Обычно сначала полностью выслушивается выступление учащегося, а потом ему задаются вопросы. Однако иногда по желанию ученика вопросы могут задаваться ему сразу по ходу защиты.

За эту творческую работу учащиеся получают 8-9 оценок: за постановку цели (описание исходного и желаемого состояния системы), за обоснование цели, за определение критериев оценки состояния системы, за определение ресурсов, за декомпозицию целей системы, за составление плана работ, за оформление проекта средствами ЭВМ, за защиту проекта, за оппонирование. Дополнительная оценка выставляется за использование программного средства, не изучаемого по программе (в выборе программного обеспечения учащиеся не ограничены), за использование дополнительных возможностей программного средства, за разработку дополнительных частей проекта (например, за составление сметы или оформление графиков, диаграмм). За один урок удается заслушать защиту только двух-трех человек, поэтому на защиту всех учащихся требуется несколько уроков. Остальные учащиеся в это время работают над другими проектами, которые не требуют такого большого внимания учителя.

Второй проект состоит в разработке базы данных. Базы данных учащиеся изучают в 9 классе, поэтому сначала учащимся рекомендуется повторить теоретический материал по базам данных, изученный ранее. На объяснение нового материала хватает одного урока. Учащимся объясняется необходимость связывания таблиц, назначение сложных запросов, форм и отчетов, демонстрируются способы их создания и редактирования. После этого перед учащимися ставится задача: выбрать тему для проектирования, создать по этой теме 3 связанных таблицы, три запроса, три формы и три отчета. Запросы, формы и отчеты должны быть разного вида. Формы и отчеты должны содержать рисунки. Иногда учащиеся создают базы данных по той же теме, по какой была сделана и первая работа, но чаще выбирают новую тему. Защита этой творческой работы происходит быстро – за один урок. Учащиеся показывают свою работу и объясняют цели моделирования. За работу выставляется 4 оценки. Первая оценка отражает уровень защиты, уровень обоснования моделирования, объем и логичность созданных таблиц. Остальные три оценки выставляются за запросы, формы и отчеты. Здесь оценивается их целеполагание и оформление, использование дополнительных (не рассказанных учителем) возможностей баз данных.

Третья, последняя работа выполняется по созданию web-страниц. Подготовка к этой творческой работе ведется два урока. На первом уроке учитель рассказывает теорию, показывает основные теги HTML, демонстрирует пример создания страницы и примеры уже готовых страниц, рассказывает требования к проекту (не менее трех страниц со ссылками, наличие графических объектов, использование других возможностей языка). На втором уроке учащиеся пробуют создать свою простейшую страницу. Тегов в HTML достаточно много. Учащимся показываются только основные теги, но как показала практика, обходятся только этими тегами лишь небольшая группа учащихся, остальные выискивают сами дополнительные возможности HTML, пользуясь для этого дополнительной литературой (в частности, литературой кабинета информатики) или советами одноклассников, что тоже не запрещается. Часть ребят выходят на возможности Java Script, некоторые пользуются специальными редакторами для создания web-страниц. При выставлении оценок учитывается привлечение дополнительных возможностей языка, объем проделанной работы, ценность разработанного материала, эстетическое оформление web-страницы.

Таким образом, при работе над проектами царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового, не изученного материала, когда идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.

Категория: материал к уроку | Добавил: Ludmila (12.08.2009)
Просмотров: 1497 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Сарений  
0
Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, 'форма', со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь.
http://filosovs.ru/cat_1-Istoriya_filosofii.html



Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личное
Добро пожаловать,

Гость!

Профиль | Сообщения ()
Мои материалы

Выход

«Методичний портал»



Расслабься ;-)



Наши друзья

Торезская специальная школа-интернат

Слово вчителя

Все для учащихся (экономика)

Симонівська ЗОШ І-ІІІ ступенів

Powered by BannerFans.com Мариупольский УВК "Лицей-школа № 14"

Веб-круг друзей



Освітній портал

2000 разработок для учителя
Сейчас на сайте:

Коментариев: 354
Сообщений на форуме: 41/127
Файлы для скачивания: 191
Статьи: 107




valbon(48), Siner(30), darrikes(47), Tanya67(55), Светлячок(62), Люся4100(72), 6xy(62), 76luda(48), Fisker(36), Auraless(34), drumgirl(33), swetlanuska(49), G_V(64), Anastasija(32), Vint(29)
Сегодня нас посетили:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz