Мотивы плохого поведения учащихся Занятие для начинающих учителей Ежегодно в начале учебного года в нашем районе проходят встречи работников управления образования с молодыми специалистами, на которых обсуждаются проблемы начинающих учителей. В этом году мне (методисту-психологу) было предложено встретиться с педагогами. Проанализировав работу предыдущих лет, я решила провести с ними занятие на тему «Мотивы плохого поведения учащихся». Дисциплина учащихся — это, наверное, одна из вечных проблем в педагогической деятельности. И мы с начинающими учителями посмотрели на эту проблему с точки зрения психологии.
МАТЕРИАЛЫ Фломастеры, карандаши, листы бумаги, карточки для имени на каждого участника. Упражнение «Знакомство»
В начале занятия каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. На оформление дается 3–5 минут. Участникам надо представиться: кто они, откуда прибыли, чем занимаются. То есть сказать о себе все, что хотят. Упражнение «Рисунок музыки»
Ведущий. Садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сигналу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с этой музыкальной темой. Время звучания музыки 3–5 минут. Ведущий собирает рисунки участников и устраивает импровизированную выставку. Участники делятся своими впечатлениями от созданных произведений. Особое внимание обращается на то, насколько каждому удалось раскрыть себя в этом рисунке. Общение с учениками
Многие педагоги в своей деятельности пользуются педагогическим манипулированием, считая его наиболее эффективным способом общения со своими подопечными. К каким последствиям приводит педагогическое манипулирование, мы все хорошо знаем. Учащиеся становятся излишне тревожными, зажатыми и неуверенными: они не знают, хорошо это или плохо — иметь вне школы собственные цели, свои интересы. Иногда ученики полностью выходят из подчинения, бунтуют, становятся агрессивными. Так как же нужно строить полноценное взаимодействие с учениками? Выделим самое главное. Вкладывайте свою душу. Не разговаривайте с учеником отстраненно и безразлично. Старайтесь видеть в нем собеседника, а не только ученика. Избегайте формального общения. Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым школьником возникал психологический контакт. Узнавайте интересы ребят, вникайте в их проблемы. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности учеников. Помните, что младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка и забота. Подросток стремится к равноправию. Юноша ждет уважения. Посмотрите на таблицу, которая поможет вам устанавливать нормальные отношения с учениками (табл. 1).c Что говорит учитель? Что слышит ученик? Принятие Внимание Уважение Одобрение Теплые чувства Ты хороший Я вижу тебя Спасибо тебе за... Я знаю о тебе что-то замечательное Ты мне нравишься Я хороший Я что-то значу Мои усилия замечены Я — состоятелен Кто-то заботится обо мне
Правила для учителя
Ведущий. От вреда, приносимого педагогическим манипулированием, необходимо защищать не только учеников, но и самих учителей. При формальном общении с учениками учитель не чувствует радости, удовлетворения от своего труда. К концу рабочего дня он чувствует изматывающую усталость: надо постоянно от учеников что-то требовать, контролировать их, оценивать, наказывать, заставлять. Что же делать? Как измениться самому и изменить свою профессию? Давайте вместе сделаем несколько шагов в этом направлении. Предлагаю вам поразмышлять о поведении своих учеников. Например, на уроке вы рассказываете новый учебный материал. Все внимательно слушают, но каждый воспринимает информацию по-своему. Один мгновенно схватывает суть и начинает скучать, другой понимает медленно, с напряжением. Третий вертится, ему трудно сосредоточиться. Четвертый... Переберите в уме 5–7 своих учеников. Постарайтесь заглянуть в их внутренний мир, понять и почувствовать их индивидуальность. Почему один быстро воспринимает новый материал, а другой нет? Почему первый легко сосредотачивается, а второй нет? Сделаем следующий шаг. Подумайте теперь, в какой форме следует давать учебный материал первому ученику, а в какой — второму? В чем заключается разница в методах обучения ваших учеников? Можете ли вы учитывать индивидуальные особенности школьников? Что для этого надо сделать? Обучение должно строиться и планироваться таким образом, чтобы оно соответствовало той последовательности, в которой перед детьми возникают те или иные проблемы. Когда школьник уяснил для себя смысл проблемы, роль учителя сводится к созданию свободной и непринужденной атмосферы, которая будет стимулировать ученика к ее решению. К. Роджерс считает, что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если будет руководствоваться следующими правилами: 1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие. 2. Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности. 3. Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. 4. Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. 5. Выступать в такой роли для каждого ученика. 6. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем). 7. Быть активным участником группового взаимодействия. 8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства. 9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника. 10. Хорошо знать самого себя. Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида: — организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.); — оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.); — дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.). О дисциплине
Ведущий. Проблема дисциплины, пожалуй, одна из основных проблем школы. От дисциплины во многом зависит успеваемость учащихся. Каковы же мотивы плохого поведения учеников? Для одних детей хорошо, когда они в центре внимания; для других — когда они главные в любой ситуации; для третьих — когда они могут отомстить за обиду; для четвертых — когда их оставляют в покое. Что же делать учителю в таком случае? Давайте познакомимся со следующей таблицей (табл. 2).
ЧЕТЫРЕ МОТИВА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯc Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудачи Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка Рост насилия в обществе Слишком высокие требования родителей и учителей Сущность поведения Получать особое внимание «Ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ на обиду «Не буду и пробовать, все равно не получится» Сильные стороны поведения Потребность в контакте с учителем Смелость, сопротивление влияниям Способность защищать себя от боли и обид Нет Реакция учителя: эмоции Раздражение, негодование Гнев, негодование, может быть страх Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Профессиональная беспомощность Реакция учителя: импульс Сделать замечание Прекратить выходку с помощью физического действия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста Реакция ученика Временно прекращает Прекращает выходку, когда сам решит Прекращает выходку, когда сам решит Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать Способы предотвращения Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»
Упражнение «Найди мотив»
Предложить участникам группы следующую ситуацию для определения мотива плохого поведения: «Ученица сидит на уроке и рыдает». Выслушать разные мнения. Ведущий. Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям: Вы подошли к девочке, и плач сразу прекратился — это «привлечение внимания». Вы подошли к ней, и плач стал громче — это «власть». Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии — это «месть». Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может, — это «избегание неудачи». В заключение ведущий благодарит участников за активную работу на занятии и желает им творческих успехов в работе.
Категория: В помощь | Добавил: kseniy (11.07.2009)
| Автор: Ольга ШЕВЕЛЕВА