САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Процесс учения основывается на активности ученика и его самостоятельности. Что же понимаем мы под самостоятельной работой ученика? Самостоятельная работа — неоднозначное понятие, она может принимать разные формы. На наш взгляд, более конкретно это определено в "Дидактике начальной школы" Савченко А.Я. как деятельность ученика, направленная на усвоение знаний и способов их приобретения, которая осуществляется без участия учителя. Для организации такой деятельности каждою ученика необходимо, прежде всего, выделить действия его возможного участия в изучении учебного материала, т. е. виды учебной деятельности, взаимодействие с учителем и другими учениками. Для ученика как активного субъекта такого процесса становится необходимым овладение основными операциями, которые обслуживают его познание. Он должен уметь обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы, должен уметь в конкретном видеть общее, выделять главное, отбрасывать несущественное. Наши занятия с учениками позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям: 1. Самостоятельно перенести приобретенный способ решения задачи в непосредственно аналогичную ситуацию. Эти работы выполняются на основе "конкретных алгоритмов", ранее продемонстрированных учителем и апробированных учащимися при выполнении предыдущих заданий. Другими словами, речь здесь идет о самостоятельном решении заданий по способу, показанному учителем или подробно описанному в учебном пособии. 2. Самостоятельно перенести приобретенный способ решения с некоторой его модификацией в необычную проблемную ситуацию. Именно такого вида реконструктивно-вариативные самостоятельные работы способствуют формированию опыта познавательной самостоятельности у ученика. Например, с помощью переноса математических знаний в физику можно решить данную задачу по оптике: На коком расстоянии от линзы находится дерево, высота которого 4м, если высота изображения 2см и оно находится на расстоянии 5см от вертикальной оси линзы? Для того, чтобы решить эту задачу как минимум необходимо: - построить чертеж, отражающий ход лучей; - рассмотреть подобие треугольников, пропорциональную зависимость, требующие математических знаний. Т. е. самостоятельные задачи этих видов обычно содержат в себе познавательные задачи, согласно условиям которых учащимся необходимо уметь: - анализировать необычные для них ситуации; - выявлять характерные признаки учебных проблем, возникающих в этих ситуациях; - искать способы решения этих проблем; - выбирать из известных способов наиболее рациональные, модифицируя их в соответствии с условиями ситуации обучения. 3. Самостоятельно перенести несколько известных способов в необычную проблемную ситуацию и скомбинировать их для решения новой задачи. Такой частично поисковый вид самостоятельной работы способствует более продуктивной деятельности ученика и строится на материале нескольких учебных дисциплин. Допустим, что требуется установить, при какой концентрации кислорода в газовой смеси, состоящей из кислорода и окиси азота, окись азота будет окисляться с максимальной скоростью. Анализируя задачу, учащийся попадает в необычную проблемную ситуацию. И чтобы решить ее, ему необходимо предположить, что реакция окисления практически необратима. После выдвижения разных гипотез на основании известного уравнения кинетики он устанавливает скорость реакции с помощью математических знаний. Важно то, что ученик имеет дело с нестандартной задачей, решение которой осуществляется путем ее переформулирования. В конечном итоге ему удается свести новую задачу к совокупности уже известных. Но в новом для него способе деятельности методы решения отдельных типов ранее известных задач уже превращаются в данной задаче в приемы. 4. Самостоятельно преобразовывать и переносить знания и способы решения задач, самостоятельно разрабатывать новые свои оригинальные способы с учетом социального опыта и жизненных ориентации. В ходе выполнения такой исследовательской самостоятельной работы учащийся в своей познавательной деятельности постепенно освобождается от готовых образцов и сложившихся установок. Обратимся к конкретному примеру и рассмотрим такую исследовательскую задачу: "Диагонали четырехугольника равны 40см и 28см. Вычислить периметр четырехугольника, образованного отрезками, соединяющими середины сторон данного четырехугольника". Действия ученика таковы: сначала ученик должен определить вид фигуры, полученной в результате соединения середин сторон данного четырехугольника. Затем на основании свойства средней линии треугольника он определяет длины сторон этого параллелограмма и его периметр. Самостоятельность решения заключается в том, что ученик по заданному условию строит чертеж, расчленяет общую задачу на несколько частных задач, определяет пути их решения, а затем результаты каждой из них объединяет, сопоставляет, комбинирует и получает общий результат. Таким образом, учебные самостоятельные исследовательские работы позволяют ученику пройти путь научного познания учебного материала, предоставляя ему широкие возможности в усвоении новых знаний и способов их приобретения. Использование учителем разнообразных видов самостоятельных умственных и практических работ на уроке позволяет значительно активизировать учебную деятельность учащихся, способствует развитию их творческих умений и усвоению способов познания учебного материала.