Компьютерное диагностическое тестирование в целях повышения эффективности учебного процесса
Наряду с другими формами контроля – зачетами, контрольными и самостоятельными работами, я составляю и использую тестовые задания. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно: проверить большой объем изученного материала малыми порциями; быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.
Тестовый учет устраняет случайность, субъективность и приблизительность оценки работы учеников. Составление тестов дело трудоемкое, но вполне окупаемое повышением эффективности учебного процесса.
Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учеников не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями; но может применять их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.
Прежде чем составляю тесты, определяюсь в целях изучения данной темы и конкретного урока. Т.е. как ученики должны усвоить учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или уметь выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, т.е. действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень); на уровень эвристической деятельности, учитывая умения действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень).
Возможности Excel не ограничиваются созданием расчетных таблиц и сложных графиков. Excel обладает мощными встроенными функциями с возможностью составлять свои собственные и комбинировать имеющиеся функции.
Наиболее интересными функциями представляются логические, которые в сочетании с функциями обработки текста и арифметическими функциями позволяют создавать интересные тестовые программы по любому предмету. Такие программы могут составлять не только преподаватели информатики, но и учителя-предметники, имеющие начальные знания по Excel. Эти тесты могут быть использованы на уроках и во внеурочное время.
Компьютерные тесты средствами Excel составляю по следующей технологии:
1 этап. Продумываю способ оформления вопросов. Составляю вопросы.
2 этап. Выбираю способ ввода ответа и оформления ответа.
3 этап. Выбираю способ оценивания и подведения итогов.
1 этап. Для оформления вопросов создаю бланки (операции: заливка ячеек, объединение ячеек).
2 этап. Программа Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда не дается вариант ответа) и с выборочным ответом (когда предлагаются варианты ответов, из которых надо выбирать правильный ответ).
При создании теста со свободным ответом создается группа ячеек для ввода ответа.
При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление выполняется следующая последовательность действий: Выбирается позиция меню Данные. В ниспадающем меню выбирается команда Проверка В диалоговом окне выбирается тип данных - Список. В окне источник перечисляются варианты ответов через точку запятой.
Результатом выполнения операции будет список с выборочными ответами, из которых ученик должен будет выбрать один ответ.
3 этап. Для проведения итогов тестирования можно предусмотреть и специальный лист, на котором будут подведены итоги ответов. Для этой цели можно использовать логическую функцию ЕСЛИ.
В строке логическое выражение представляется лист рабочей книги и номер ячейки, в которой выбирался ответ; в строке значение, если истина – указывается реплика на правильный ответ; в строке значение, если ложь – указывается на неправильный ответ.
Для общего подведения итогов и подсчета количества набранных баллов можно использовать функцию СЧЕТ ЕСЛИ. При этом в строке диапазон указывается диапазон ячеек, где анализируются ответы на вопросы, в строке критерий – значения критерия слово «верно».
Компьютер - отличный помощник в изучении таких тем, как «Квадратичная функция», «Графическое решение систем уравнений, неравенств» и других потому что, используя специальные программы можно строить графики различных функций, исследовать функцию, легко определить координаты точек пересечения, вычислить площади замкнутых фигур, найти производную, интеграл и т.д. На уроке алгебры в 9 классе, посвящённом преобразованию графика (растяжения, сжатия, переносы координатных осей) можно увидеть лишь застывший результат построения, а на экране монитора прослеживается вся динамика последовательных действий учителя и ученика. Компьютерный чертёж помогает найти число решений уравнений с модулем, с параметром.
Компьютер, как ни одно техническое средство, точно, наглядно и увлекательно открывает перед учеником идеальные математические модели, т.е. то, к чему должен стремиться ребенок в своих практических действиях.
Сколько трудностей приходится испытывать учителю математики для того, чтобы убедить учеников в том, что касательная к графику функции в точке касания практически сливается с графиком функции. На компьютере этот факт продемонстрировать очень просто - достаточно сузить интервал по оси Ох и обнаружить, что в очень маленькой окрестности точки касания график функции и касательная совпадают. Все эти действия происходят на глазах у учеников. Потом уже можно продолжить дискуссию, придумать вопросы и задачи, но толчок к активным размышлениям на уроке поможет сделать компьютер. Использование компьютера возможно как в ходе объяснения нового материала на уроке, так и на этапе контроля за качеством усвоения материала.
Разумная интеграция математики и компьютерных технологий позволит богаче и глубже взглянуть на процесс решения задачи, ход осмысления математических закономерностей. Кроме того, компьютер поможет сформировать графическую, математическую и мыслительную культуру учеников. Кроме того, с помощью компьютера можно готовить дидактические материалы: карточки, листы опроса, тесты и др. Эту работу могут под руководством учителя выполнять ученики. Наблюдая за ними, можно убедиться, сколько интереса и творчества она вызовет.
Таким образом, есть необходимость в применении по возможности компьютера на уроках математики более широко, чем есть на данный момент. Использование информационных технологий будет способствовать повышению качества знаний, расширит горизонты школьной математики, а значит, поможет найти новые перспективы для поддержания интереса учащихся к предмету, а значит и к лучшему, более внимательному отношению к нему. Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.