Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Суббота, 18.11.2017, 19:43





Деловые игры на уроке экономики


Деловая игра "Поведение потребителя" (укр.яз)
Игра "Формы собственности"  (укр.яз)


Этот материал мы получили из Барнаула от учителя истории Елены Геннадиевны Рябченко. Вот что она пишет: «Хочу доказать скептикам, что игра на уроке — не помеха, а помощница. Дело в том, что некоторые учителя-историки категорически отвергают игру на уроке. Мне приходилось неоднократно отстаивать свою точку зрения.
Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста познают окружающий мир, играя. Я абсолютно уверена, что нет необходимости отворачиваться от игры и в школе, поскольку игра обладает специфической интеллектуальной наполненностью. Естественно, она имеет возрастные рамки. Форма игры в 5-м и 6-м классах, разумеется, не подходит для 8-го, 9-го, 10-го классов, поскольку различен возраст, интеллектуальный багаж учащихся. Если в 5—7-м классах перед учащимися в ходе игры ставятся два основных вопроса: “что?” и “когда?”, то в старших классах добавляется еще: “почему?” и “как?”. Причем в ходе игры в старших классах учащиеся должны доказать свою точку зрения: “я думаю, что...”, “я считаю, что...”, “я не согласен потому, что...”.
Игра позволяет, независимо от возраста учеников, образно воспринять материал на уроке. Она приучает ребят работать и мыслить... играя. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления.
С помощью игры можно даже начинать изучение нового материала”.

Игра «Аналитик»

На уроке, несомненно, важна роль исследователя. Исследователь должен уметь не только искать, но и анализировать. Анализ исторических событий в ходе изучения предмета необходим. Этому можно научить. И опять помогает игра.
Эта игра не занимает всего урока. Ей можно посвятить 10—15 минут. Она заключает в себе работу с историческими источниками.
Эту работу лучше всего проводить во второй половине урока, на этапе закрепления изученного материала.
При работе с источниками ученик выступает в роли исследователя-аналитика. Это и интересно, и помогает овладеть самыми элементарными методами научно-исследовательской работы.
Познание мира через исторические источники облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение. Здесь и фантазия, и воображение, и вживание в эпоху, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже события, факты и явления. В то же время это понимание и расширение знаний. Думается, что работа с документами в течение всего урока для учащихся утомительна. Лучше всего использовать документы для подкрепления уже полученных в ходе урока знаний. Перед учащимися ставится определенная проблема, например подтвердить на основе документов полученные сведения.
По ходу изучения новой темы ученики в тетрадях фиксируют основные моменты темы. Например, тема «Кастовый строй в Древней Индии». На этапе закрепления учащиеся должны на основе документа «Законы Ману» подтвердить услышанное.
Перед учащимися на партах лежит «Хрестоматия по истории Древнего мира» под ред. Е.А.Черкасовой, с. 85—88.
Учитель предлагает учащимся представить себя в роли ученых-исследователей, которым предстоит доказать, что «Законы Ману» закрепляли неравноправие между древними индийцами. Далее учитель указывает на документ, говорит, что тот, кто наиболее полно осветит обсуждаемую проблему, и будет лучшим аналитиком.
Подводя итог проделанной работе, нелишним будет отметить лучшего аналитика, вручив ему значок, на котором будет соответствующая надпись.
Играя в аналитиков, дети учатся вдумчиво читать документ, осмысливать его, находить в нем нужные сведения. Документ на уроке истории никогда не будет лишним. Конечно, нет возможности работать по документам на каждом уроке, но регулярная работа по этому направлению приучает учащихся к самостоятельной работе и поиску знаний.
Естественно, чтение исторических источников обогащает интеллектуальный багаж учащихся.

источник: http://his.1september.ru

Ролевая игра - это активная работа учеников в течение всего урока, заставляющая переосмысливать изучаемый материал

Интерес учащихся к занятию и его эффективность возрастают, когда наряду с классическими методами широко используются активные формы обучения.

В частности, речь может идти об организации дискуссии, что особенно важно при изучении экономики, в курсе которой много проблемных и дискуссионных тем. Есть несколько возможностей организовать оживленную дискуссию на занятиях. Одна из них - ролевая игра.

Ролевая игра представляет собой спонтанную инсценировку школьниками той или иной ситуации. Участвуя в игре, учащийся может поставить себя на место ответственного лица, участника политических и экономических дебатов, работодателя, работника, государственного служащего, и играя роль своего персонажа, понять, как непросто бывает принять те или иные решения, как сложно удовлетворить желания всех заинтересованных групп. Ролевая игра - это активная работа учеников в течение всего урока, заставляющая переосмысливать изучаемый материал, использовать его в аргументации своей позиции, представить связь изучаемого вопроса с реальностью. Вот почему важно проигрывать конкретные жизненные ситуации, которые школьники могли когда-либо наблюдать.

Ролевую игру можно организовать без какой-либо существенной предварительной подготовки учащихся. Желающие участвовать в игре получают карточки с кратким описанием целей и интересов их персонажа, им дается немного времени, чтобы продумать стратегию поведения своих героев. Чтобы включить в процесс всех учеников, можно предложить им ответить на ряд конкретных вопросов по ходу игры, например, высказать личное мнение, выделить основные аргументы и пр. Полезно повторить игру, сменив исполнителей.

Ролевую игру можно проводить как в начале, так и в конце изучения темы. В первом случае с се помощью можно наглядно представить проблему, она будет выступать отправной точкой для изучения новых вопросов. Проведение игры в конце изучения темы позволяет закрепить знания, более глубоко осмыслить и обобщить материал.

При подготовке ролевой игры учитель должен определить для себя, какие сведения необходимы будут участникам игры, какие понятия нужно повторить и объяснить заранее. Важно также четко оговорить правила поведения во время игры, предупредить, что никто никого не перебивает, не повышает голос и т.п.

Ф.-Й. Кайзер и X. Камински [1, с. 44] выделяют 8 этапов проведения ролевой игры. На этапе предварительной подготовки объясняется новый материал, вводятся понятия, которые могут быть использованы учениками во время игры. На втором этапе - этапе информирования - учащиеся знакомятся непосредственно с игровой проблемой. Далее происходит распределение ролей, организация ситуации, оговариваются правила игры, раздаются задания слушателям. Следующий этап - непосредственно игра, после чего проводится обсуждение ее итогов, выделение наиболее значимых результатов, обобщение, установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями. Рассмотрим подготовку и проведение игры па конкретном примере.

Игра "За круглым столом"

В рамках школьного курса экономики эта ролевая игра может быть использована при изучении темы "Международные экономические отношения" и, в частности, для закрепления и обобщения материала по вопросам всемирной торговой организации, причинах ее образования, взаимоотношений России и ВТО. При проведении этой ролевой игры важно добиться, чтобы ученики почувствовали неоднозначность и противоречивость интересов разных экономических субъектов, чтобы они самостоятельно определили проблемы, связанные со вступлением России в ВТО.

1.Предварительная подготовка к игре. Прежде всего, нужно определить цель проведения ролевой игры; будет ли она стимулом к изучению нового материала либо с ее помощью планируется осуществить повторение уже изученного, обобщить знакомый учащимся материал, обратить внимание на некоторые его аспекты, проиллюстрировать связь изученных вопросов с реальной жизнью. Если использовать ролевую игру для постановки новой проблемы, она должна проигрываться непосредственно перед изучением новой темы, игровая ситуация должна быть знакома школьникам и не требовать от них каких-то серьезных знаний. Когда игра используется для повторения и обобщения материала по той или иной теме или блоку тем, учащиеся должны оперировать соответствующими понятиями или терминами, т.е. должны быть более или менее подробно знакомы с материалом.

Для данной проблемы акцент должен быть сделан на - таких понятиях, как таможенные пошлины, торговые барьеры, квоты, демпинг, режим наибольшего благоприятствования.

Важно также определить, каким материалом должны владеть учащиеся, чтобы участвовать в игре.

Материал, необходимый для проведения игры по теме "Всемирная торговая организация, взаимоотношения России и ВТО"

История надгосударственного регулирования международной торговли. Начало надгосударственному регулированию международной торговли положило создание в 1947 г. в Женеве Генерального соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Задачи этой организации заключались в регулировании тарифов и норм таможенной политики с целью постепенной либерализации международных торговых отношений. Инициатором создания ГАТТ выступили США, которые, укрепив свою экономику во время Второй мировой войны, испытывали потребность в стабильных правилах международной торговли. В своей деятельности ГАТТ руководствовалось следующими принципами:

1) тарифные меры применяются в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования;

2) тарифы фиксируются на уровне, определенном договаривающимися сторонами;

3) снижение тарифов происходит последовательно в ходе периодически проводимых раундов многосторонних переговоров;

4) допускается взаимное предоставление торгово-политическнх уступок;

5) принцип наибольшего благоприятствования означает, что все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.

Основная форма деятельности ГАТТ - проведение переговоров и консультаций («раундов»), в ходе которых согласовывались взаимные уступки при снижении таможенных тарифов, проводилась разработка антидемпингового кодекса. Последним в истории ГАТТ стал Уругвайский раунд в 1994 г. Решение рассматриваемых на нем проблем, связанных с необходимостью разработки генерального соглашения по торговле услугами, по охране интеллектуальной собственности, по инвестициям в сфере торговли, потребовало расширения компетенции ГАТТ. В результате с 1 января 1995 г. ГАТТ было заменено Всемирной торговой организацией. Главный результат деятельности ГАТТ - значительное снижение торговых барьеров. Так, в начале 50-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40% от уровня цены, в 70-х годах она уменьшилась до 7-10%, а к концу 90-х - до 3-5%.

Всемирная торговая организация. Всемирная торговая организация функционирует во многом так же, как ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических отношений и имеет гораздо больше полномочий. Главная задача ВТО - либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В конечном итоге деятельность ВТО направлена на расширение международного обмена, более эффективное использование мировых ресурсов, обеспечение стабильности экономического развития и охрану окружающей среды. Основополагающими принципами ВТО, как и ГАТТ, являются предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле, взаимное предоставление благоприятного режима товарам и услугам иностранного происхождения, "прозрачность" торговой политики, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Сейчас членами ВТО являются около 140 стран мира, на долю которых приходится более 90% мировой торговли. Все страны - члены ВТО принимают на себя обязательства выполнять 18 многосторонних торговых соглашений. Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт. Высшим органом ВТО является конференция министров иностранных дел всех государств участников. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам. Конференция назначает генерального директора ВТО, который, в свою очередь, назначает сотрудников секретариата ВТО. Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается генеральный совет, также состоящий из представителей всех стран-участников. Генеральный совет курирует деятельность органа по урегулированию споров и органа по анализу торговой политики, под его руководством работают также совет по торговле товарами, совет по торговле услугами, совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и другие органы ВТО. Для финансирования деятельности организации-члены ВТО уплачивают ежегодный взнос, утверждаемый генеральным советом.

Взаимоотношения России и ВТО. Россия подала заявку на присоединение к Генеральному соглашению по тарифам и торговле в июне 1993 г., а в декабре 1994 г. дополнила ее подтверждением на присоединение к Всемирной торговой организации. В 1997 г. завершился первый, информационный этап, который заключался в ознакомлении стран - членов организации с системой внешнеэкономического регулирования России. В 1998 г, начался переговорный этап, в ходе которого Россия согласовывает с каждой заинтересованной страной размеры торгово-политических уступок, меры по приведению внутриэкономического и внеэкономического регулирования в соответствие с нормами ВТО.

Страны ВТО заинтересованы в принятии России в эту организацию. Это облегчило бы им доступ на российский рынок, но они хотели бы иметь определенные гарантии. Требования, предъявляемые к России, сводятся в основном к снижению или отмене таможенных пошлин на ряд товаров, к допуску иностранных компаний на рынок услуг и к конкурсам на проведение государственных закупок, отказу государства от финансовой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции, соблюдению норм ВТО при дотировании аграрного комплекса, сокращению субсидирования отдельных отраслей, отказу от экспортных пошлин, упрощению норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле.

Россия может выиграть от вступления в ВТО, прежде всего, за счет прекращения дискриминации отечественного производителя на иностранных рынках и снижения торговых барьеров. Например, Евросоюз, на долю которого приходится 35% российского экспорта, применяет в торговле с Россией около 60 квот и ограничений. От дискриминации страдают, в частности, российские производители стали, основной покупатель продукции которых США, Предполагается также, что после вступления России в ВТО увеличится поток иностранных инвестиций в нашу страну. Кроме того, российские потребители смогут покупать иностранные товары по более низким ценам.

Однако многие считают, что проблем от вступления в ВТО будет не меньше, чем выгод. Главную опасность представляет усиление конкуренции иностранных производителей. Есть мнение, что вступать в ВТО нужно только после устойчивого роста российской экономики, когда отечественная промышленность будет более готова к конкуренции. Открытие внутреннего рынка в соответствии с правилами ВТО в настоящий момент может быть губительным для ряда отраслей. Прежде всего, опасности подвергается сельское хозяйство. Одним из условий вступления России в ВТО является сокращение государственной поддержки сельского хозяйства и значительное снижение таможенных пошлин на ввоз этой продукции. В частности, выдвигается требование, чтобы таможенные пошлины на продукцию аграрного комплекса составляли не 40%, как хотят российские аграрии, а 20%, После вступления в ВТО тарифы надо будет заморозить на 6-7 лет, а затем снизить не менее чем на 15%. Кроме того, государственные дотации сельскому товаропроизводителю должны быть значительно уменьшены. При этом от России не требуют полного отказа от поддержки аграрного комплекса (большинство развитых стран оказывает поддержку своему сельскому хозяйству). Однако существуют опасения, что такое снижение ограничений и открытие рынка сельхозпродукции приведет к разорению отечественного производителя, в результате чего страна может потерять продовольственную независимость. Второй отраслью, которая может сильно пострадать от снятия таможенных барьеров, является машиностроение. Защищенное таможенными пошлинами, оно сейчас с трудом находит нишу на рынке. Если эти пошлины отменить, в Россию хлынет поток уже старой импортной техники, которая полностью вытеснит отечественную, не дав развиться российским машиностроительным заводам. Следующую проблему противники вступления России в ВТО видят в потерях доходов бюджета из-за снижения таможенных пошлин. Кроме того, высказывается мнение, что вступление в ВТО само по себе не приведет к какому-нибудь значительному росту российского экспорта. ВТО стимулирует в основном торговлю готовой продукцией, а наш экспорт - экспорт сырья. Вступление в ВТО не гарантирует отмену всех ограничений, с которыми сталкиваются российские экспортеры. Страны - члены ВТО довольно часто используют по отношению друг к другу обвинение в демпинге, которое может являться основанием для сохранения торговых барьеров.

Надо отметить, что многие из отмеченных проблем можно решать, не нарушая требований Всемирной торговой организации, Существует система мер защиты отраслей внутреннего рынка, которая не противоречит правилам ВТО. Это валютный курс, стандартизация и сертификация продукции, стандарты и правила торговли.

2. Этап информирования. На этом этапе необходимо ввести учеников в курс обсуждаемой проблемы, настроить на игру. Описывая проблему, преподаватель должен подчеркнуть неоднозначность ее решения, возможность различных точек зрения. Полезно также напомнить основные правила ведения дискуссии вообще, уважительного отношения к собеседнику, формулировать свое мнение внятно и корректно.

3.Подготовка к ролевой игре.

Подготовка класса непосредственно к игре занимает немного времени.

Семи ученикам раздаются карточки с описанием их персонажей - людей, интересы которых могут быть затронуты в результате вступления России в ВТО. Затем объясняются задания и дается несколько минут для обдумывания позиции каждого из героев. У доски организуется сцена. Учитель зачитывает описание исходной ситуации и представляет исполнителей.

4. Игра.

Исполнители ролей рассаживаются на сцене. За круглым столом они беседуют о волнующей их проблеме - проблеме вступления России в ВТО.

Карточки участников

  1. Михаил. Генеральный директор одной из крупных нефтедобывающих компаний, 50% производимой компанией продукции экспортируется в Европу и США. Более всего на его предприятие влияют частые колебания мировых цен на энергоносители. Он считает важным признание России в качестве полноправного члена мирового сообщества. По его мнению, необходимо всеми способами способствовать интегрированию России в мировую экономику.
  2. Сергей. Руководитель предприятия, производящего и экспортирующего стальной прокат. Работа его предприятия на внешнем рынке значительно осложнена из-за разного рода ограничений на ввоз его продукции из других стран. Чего стоит только политика демпинга со стороны США.
  3. Иван. Директор машиностроительного завода. В прошлом году ему удалось продать несколько грузовых: машин за рубеж, однако основные потребители его продукции в России. Самые большие сложности для своего предприятия он видит в сильной конкуренции на внутреннем российском рынке со стороны иностранных производителей автомобилей.
  4. Борис. Сотрудник министерства финансов. Он лучше кого бы то ни было знает, сколько разнообразных, очень нужных расходов финансируется из государственного бюджета. Он понимает, что любое снижение 1 поступлений в государственный бюджет (например, из-за отмены таможенных пошлин) должно быть компенсировано за счет других источников, иначе придется сокращать расходы, а это может привести к росту i социальной напряженности.
  5. Светлана. Человек, болеющий за будущее страны. Ее волнует, какой мир оставим мы своим детям и внукам, как бороться с загрязнением окружающей среды, как уменьшить количество бедных, безработных; Она очень опасается переноса в Россию грязных производств (например, переработки атомных отходов).
  6. Евгений. Импортирует в Россию промышленную электронику. Среди его покупателей - крупнейшие j предприятия нефтяной и газовой отрасли. Успешному развитию его бизнеса мешают таможенные ограничения и частая смена законодательства.
  7. Владимир. Ответственный государственный человек. Он внимательно слушает высказывания всех сидящих за круглым столом людей. Именно ему в результате необходимо принять решение, стоит ли России: продолжать политику либерализации и вступить в ВТО или это лучше отложить.

    При этом все участники знают, что их разговор внимательно слушает сидящий здесь инкогнито ответственный человек Владимир. Именно ему в конце разговора необходимо принять и высказать решение, стоит ли России продолжать политику либерализации и вступить в ВТО или это лучше отложить.

    • Те ученики, которые не участвуют в игре непосредственно, наблюдают за ее ходом. Им можно предложить письменно ответить на вопросы, например, такие как: Каковы положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО?
    • Кто из участников, на ваш взгляд, аргументировал свою позицию наиболее удачно?
        Как вы думаете, что бы изменилось лично для вас, если бы Россия уже со следующего года стала соблюдать все правила ВТО? Игра заканчивается формулировкой окончательного решения седьмого игрока.

        После проведения игры можно поменять исполнителей ролей и провести игру еще раз, затем начать обсуждение.

        Во время игры основная задача преподавателя - следить, чтобы игроки не отклонились от темы. В случае необходимости можно даже приостановить игру.

      • Обсуждение итогов игры. После того как игра закончилась, начинается ее обсуждение.

        Обсуждение может строиться вокруг следующих вопросов:

        • Почему многие страны стали членами Всемирной торговой организации?
        • Кто выиграет от вступления России в ВТО?
        • Кто проиграет от этого?
      • Формулирование выводов.

Результаты, к которым пришли школьники во время обсуждения, лучше всего зафиксировать наглядно. Например:

Вступление России в ВТО

Выгоды

  1. Снижение ограничений для российских экспортеров со стороны иностранных государств.
  2. Рост иностранных инвестиций в российскую экономику.
  3. Импортные товары на российском рынке станут дешевле.

Проблемы

  1. Разорение некоторых отраслей, предприятия которых не смогут выдержать иностранной конкуренции.
  2. Уменьшение доходов бюджета. Выводы могут быть сформулированы как преподавателем, так и учениками самостоятельно.
  3. Обобщения. Главная задача этого этапа - показать взаимосвязи полученных результатов с другими вопросами экономической политики страны. В данном случае можно перейти к обсуждению применения политики свободной торговли или протекционизма в регулировании внешнеэкономической деятельности страны.
  4. Этап трансфера. Цель его - показать связь изученной проблемы с реальной жизнью учащихся. Так, можно обсудить, какие предприятия формируют экономику региона или города, в котором живут школьники, как может повлиять на эти предприятия политика либерализации внешнеэкономической деятельности, нуждаются ли они в поддержке государства, каковы могут быть перспективы их развития.

Таким образом, исходя из целей каждого этапа ролевой игры, преподаватель должен, готовясь к ее проведению, определить:

  • Какова цель проведения ролевой игры?
  • Каким материалом должны владеть учащиеся для участия в игре?
  • Какие термины школьники должны использовать в дискуссии?
  • Сколько времени займет ролевая игра?
  • Как сделать, чтобы ученики включились в игру?
  • Каким образом можно представить проблему наиболее наглядно?
  • Какие правила ведения дискуссии нужно напомнить?
  • Кого из учеников лучше привлечь в качестве исполнителей той или иной роли?
  • Как лучше устроить сцену?
  • Какие задания должны получить наблюдающие за игрой учащиеся?
  • В какой поддержке нуждаются ученики во время ролевой игры?
  • Какие основные моменты обсуждения нужно отслеживать?
  • Вокруг каких вопросов должно строиться обсуждение?
  • Как привлечь к дискуссии как можно большее количество учеников?
  • Какие результаты должны быть выделены?
  • На какие моменты нужно обратить особое внимание учащихся?
  • Кто сможет обобщить все и подвести итог?
  • Как представить результаты наглядно?
  • Как результаты дискуссии могут быть обобщены до общих правил, принципов, взаимосвязей?
  • С какими еще известными темами можно их совместить?
  • Существуют ли связи с темами других предметов?
  • Как полученные знания могут быть связаны с повседневной жизнью?

В заключение хочется сказать, что несмотря на некоторую сложность реализации и значительные затраты времени учителя, использование ролевой игры на занятиях очень полезно. Игра разнообразит учебный процесс, повышает мотивацию учащихся, развивает у них полезные навыки ведения дискуссии, аргументации своего мнения.

источник:http://image.websib.ru




Личное
Добро пожаловать,

Гость!

Профиль | Сообщения ()
Мои материалы

Выход

«Методичний портал»



Расслабься ;-)



Наши друзья

Торезская специальная школа-интернат

Слово вчителя

Все для учащихся (экономика)

Симонівська ЗОШ І-ІІІ ступенів

Powered by BannerFans.com Мариупольский УВК "Лицей-школа № 14"

Веб-круг друзей



Освітній портал

2000 разработок для учителя
Сейчас на сайте:

Коментариев: 354
Сообщений на форуме: 42/128
Файлы для скачивания: 191
Статьи: 107




Ксюша(30), Зоя(29), Chik(31), nattgus(28), Leira-s(31), Nadja(37), borisdbv(48), nnn(29), учмат2627(28), Березина(31), acella(26), Alex8634(63), googLe(20), Антея(57), наталья181171(46), OlgaGubka(28), evgeniya(27)
Сегодня нас посетили:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz